1 Митя Козельский. Иоанн Самарский (Чуриков).

Общество трезвенников Ивана Чурикова как решение социальных проблем «снизу»

В любом обществе существуют противоречия и проблемы. Обычно мечтают построить такой социум, где их нет и всем будет чудесно в нём жить. Хорошо, когда такие фантазии излагают в виде утопий — писать книги, снимать фильмы. Гораздо хуже, когда эти мечтания начинают воплощать в жизнь, и всё превращается в суету вместо решения проблем этого самого общества. Например, движение народных трезвенников, созданное Иваном Алексеевичем Чуриковым в конце XIX века, в котором насчитывалось от 40 до 70 тыс. человек. В отличие от властей разного уровня, от светских до духовенства, и русской интеллигенции, основатель движения был малообразован, но не просто видел проблему, а пытался с ней бороться.

1 Митя Козельский. Иоанн Самарский (Чуриков).

Проблема алкоголизма действительно существовала. Даже без анализа сравнительного характера потребления алкоголя статистика показывала «потребление винных напитков на одну душу населения в 1890 году составляло 2,46 литров, в 1910 — 4,7 литра, в 1913 — чуть более 6 литров». Для борьбы с этим пытались создавать светские и церковные общества трезвости. Синод призывал духовенство к участию в борьбе с народным пьянством, но при этом отмечали нехватку личного примера священнослужителей в этом вопросе.

В 1861 году картина В. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» вызвала скандал в обществе. Строго говоря, это был не сам крестный ход, а «славление»: после Пасхи (на Светлой седмице), когда сельские священники ходили по домам и пели церковные гимны. Но на картине видно, что священник и прихожане не держатся на ногах, кто-то уже упал, а пьяный старик не замечает, что икона в его руках перевёрнута. Третьяков был вынужден убрать картину из экспозиции по требованию властей. Художника пытались осудить, но ему удалось доказать, что в подмосковных Мытищах такие «крестные ходы» устраиваются регулярно и никого не удивляют.

2 Перов «Сельский крёстный ход на Пасхе»

А как боролась светская власть с распространением алкоголизма? Пример хорошо напоминает попытки М.С. Горбачева решить этот же вопрос через 70 лет после Николая II:

«Итак Государь сохранял полную уверенность и энергию. С самого начала войны и несмотря на оппозицию влиятельных лиц, он запретил производство и продажу спирта. Это был очень чувствительный ущерб для казны и притом в ту минуту, когда деньги нужны были более, чем когда либо. Но его убеждение было сильнее всех возражений, которые ему представляли».

Император Николай II и его семья по личным воспоминаниям П. Жильяра, бывшего наставника Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, Книгоиздательство «Русь», Вена, 1921г.

На этом фоне Иван Алексеевич Чуриков, потрясенный картиной поголовного пьянства, разврата и нужды в Самаре, не только показывал личный пример трезвости, но и помогал избавиться от зависимости другим. По свидетельству очевидцев, Чуриков исцелял молитвами не только от алкоголизма, табакокурения, но и от различных болезней. А его деятельность поддерживали самые разные люди — премьер-министр П.А. Столыпин, лидер октябристов А.И. Гучков, писатель М.М. Пришвин, член партии РСДРП (большевиков) В.Д. Бонч-Бруевич.

3 Братец Иван Алексеевич Чуриков

Однако собрания на религиозные темы, которые проводились за пределами церкви, вызывали не только неодобрение со стороны духовенства, но и подозрения полиции. Чурикова 68 раз задерживали, но после составления протоколов обычно отпускали. При этом полиция отмечала, что в районах, где он проповедовал, снижался уровень преступности.

Иван Алексеевич своим видом напоминал священника, но им не являлся. Это тоже служило поводом для подозрений. С конца XIX века в России появилось множество сект самого разного толка. По стране ходили сектантские проповедники, в том числе и не совсем психически здоровые. И Чурикова тоже заподозрили в умопомешательстве и в сектантстве. «Ереси вроде бы нет, но нормальный человек на себя вериги не оденет».

По решению Епископа Гурия (Буртасовского), Иван Алексеевич в 1898 г. был помещен в Самарскую психиатрическую лечебницу «на испытание», которое продолжалось около четырех месяцев. Одновременно шло следствие о принадлежности его к секте хлыстов. По окончании психиатрического исследования все обвинения с Чурикова сняли, но в 1900 году по решению этого же епископа без суда и следствия и на неопределенный срок, «впредь до покаяния» был помещен в Спасо-Евфимиевский монастырь — это своего рода церковная тюрьма. По прошению сподвижницы Ивана Алексеевича к вдовствующей императрице Марии Федоровне, он был в этом же году освобождён из тюрьмы.

4 Мария Фёдоровна, Портрет кисти Генриха фон Ангели, 1874

От официальных должностей Иван Алексеевич принципиально отказывался, считая, что «лучше чины и почести не желай… Вот тогда и не упадешь, потому что неоткуда будет падать». Речь Ивана Алексеевича была лишена сложных богословских размышлений и понятна для простого народа, он говорил о пьянстве, драках в семье, изменах. Проповедь была выстроена по принятому у беседников порядку (беседники — внебогослужебные собрания, беседы) и представляла собой размышления на отрывки из Священного писания, которые читались за богослужением в храмах в этот день. Беседы Чурикова происходили в форме диалога и периодически прерывались возгласами присутствующих. Желающие отказаться от пьянства давали обеты на всю жизнь, а не зароки на месяц, год, три и т. д., как это было в других обществах трезвости. В знак отказа от алкоголя и в качестве символа новой сладкой жизни Чуриков давал три кусочка сахара.

Последователей Ивана Алексеевича из движения трезвенников по степени церковности можно условно разделить на две группы. К первой относятся православные люди, которые считали Чурикова своим духовным отцом, учителем. Они относились к нему с уважением, чтили как молитвенника, целителя, получившего от Бога особый дар избавлять от алкогольного недуга.

Вторая группа состояла из «неумеренных» трезвенников, считавших И. Чурикова мессией, воплотившимся Христом. Они полагали, что он творит чудеса, которые человек делать не может, если не будет с ним Бог. Тот факт, что по молитвам братца люди исцелялись без врачей, воспринимали как аргумент, свидетельствующий, что он — божественная личность. Его сравнивали с Иисусом Христом, поскольку и Спаситель людей к врачам не отправлял.

К сожалению, представители официальной церкви не захотели и не смогли помочь таким людям войти в церковную жизнь, считая их сектантами. А это приводило к тому, что движение действительно принимало сектантские черты. В 1905 г. Иван Алексеевич приобрел участок земли в дачном поселке Вырица под Петербургом, где возвел дом. Он сохранился до наших дней, и сегодня является центром неправославных трезвенников.

5 Дом чуриковцев в Вырице

Можно сделать как простые, так и неочевидные выводы из движения трезвенников Ивана Алексеевич Чурикова. Одна часть касается социальных проблем общества и лидеров социальных движений:

  1. Если социальную проблему не решать, то она никуда не денется. Более того, ситуация может становиться всё хуже, усиливать другие нерешённые проблемы в обществе, пока не произойдет социальный взрыв. Примерами таких потрясений полны учебники истории.
  2. Нерешенную социальную проблему обязательно кто-то попытается решить самостоятельно. И объединит вокруг себя последователей. А сопротивление властей лишь будет усиливать недовольство, особенно на фоне неуклюжих попыток решения проблему.
  3. Простых решений сложных социальных проблем не существует. Как бы не хотелось в это верить.
  4. Там где собирается несколько человек, начинают действовать другие законы и групповые эффекты. Благие цели, благородные устремления не спасут от деградации без правил, этики и знаний. А.А, Самойлов предполагает на основе многих лет исследований коллективов, что преобразование в сектантство естественный процесс, куда всё будет скатывать само собой. И нужно прилагать усилия, чтобы избежать этого.

Для тех, кто становится последователем, стоит помнить:

  1. Чудесному избавлению от алкоголизма, основанным на вере, не хватает статистики и строгого учета — сколько человек избавилось от зависимости, долго ли они продержались, были ли рецидивы и так далее. Закономерно, что как только такую статистику начинают вести, количество чудесных избавлений резко сокращается или становится нулевым.
  2. Статистика чудесных исцелений от болезней, как правило, еще печальней. Болезни заставляют людей искать спасения, забывать про здравый смысл и логику. Помощь в излечении сомнительна, а вот отказ от официального лечения как раз увеличивает шансы на плохой исход. Вера в чудеса может затянуть время, и тогда обращение к врачам будет слишком поздно. Пример Стива Джобса по нетрадиционным методам лечения рака стал очень показателен, когда один из самых богатых людей в мире уже ничего не смог сделать.
  3. Простое избавления от плохой привычки, как правило не существует. Ее нужно заменять на другую деятельность. А это требует чаще всего изменения образа жизни.
  4. Ошибкой будет считать, что Вы настолько умный и образованный, что жизненного опыта Вам хватит, чтобы не попасть в секту. Стоит помнить, что секты существуют не одну сотню лет и вовлекают людей разного уровня развития и достатка.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Женевское общество благоденствия в феврале 1860 г. создало комитет, который по настоянию Анри Жана начал кампанию поддержки жертвам войны. В 1863 г., 26 октября, произошла международная конференция в Женеве по вопросам поддержки жертв войны, организатором и вдохновителем которой стал Анри Дюнан (эта дата считается официальной датой учреждения Международного комитета Красного Креста — Прим. И.Л. Викентьева)».

Этот и еще 51 материал VIKENT.RU по теме Создание социального движения

2) Видео: ТИПИЧНЫЕ #ОШИБКИ при СОЗДАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

3) ВидеоОднопроцентнная честность

Продолжение.-4

Источники

  1. С. М. Шинкевич» Иван Чуриков и созданное им движение народных трезвенников» http://www.intelros.ru/pdf/SFI/2016_17/Шинкевич.pdf

Благодарю И.Л. Викентьева за присланный пример

Фото:

  1. Митя Козельский. Иоанн Самарский (Чуриков).
  2. Перов «Сельский крёстный ход на Пасхе»
  3. Братец Иван Алексеевич Чуриков
  4. Мария Фёдоровна, Портрет кисти Генриха фон Ангели, 1874
  5. Дом чуриковцев в Вырице

Статья была опубликована на канале Дзен портала VIKENT.RU https://dzen.ru/a/ZJsV-WEu5ERz2god?share_to=link и https://dzen.ru/a/ZJsX2XwYaHOEjquv?share_to=link

Прокрутить вверх