«Становись Остроградским»

Лишённый не только учёной степени, но и диплома об окончании университета в результате реакции в последние годы Александра IМихаил Васильевич Остроградский продолжил своё образование в Париже на лекциях Коши, ФурьеЛапласаЛежандра и других. Оказавшись у края математической науки того времени, Михаил Васильевич первыми же своими научными работами завоевал признание французских Коллег.

1 М.В. Остроградский, иллюстрация из книги «Путешествия научной комиссии по Северу, Скандинавии, Лапонии, Шпицбергу и Феро»

С 1824 по 1827 год Остроградский представил научному сообществу в Париже несколько своих работ. Они не только укрепили его репутации, но сделали известным на родине. Молодых людей, которых отправляли из России за границу, напутствовали словами: «Становись Остроградским».

В 1828 Михаил Васильевич принимает решение о возвращении на родину. Поездка оказалась тяжелой — в пути его обокрали, и от Франкфурта-на-Майне до Петербурга ему пришлось добираться пешком. Но по приезду его заслуги высоко оценили в Академии наук, избрав экстраординарным, а через год — ординарным академиком по прикладной математике. Наиболее значимые его работы относились к развитию вариационных принципов механики.

Но Михаил Васильевич смог не только добиться научных результатов, но и воспитать нескольких талантливых учеников — основоположника теории автоматического регулирования И.А. Вышеградского, автора классических исследований по теории механизмов Н.П. Петрова и других выдающихся инженеров и математиков, ставших профессорами.

2 С. В. Ковалевская в 1880 году

С.В. Ковалевская с детства увлеклась математикой благодаря тому, что стены ее комнаты были оклеены листами печатного курса лекций Остроградского:

«Листы эти, испещрённые странными, непонятными формулами, скоро обратили на себя моё внимание. Я помню, как я в детстве проводила целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны бы следовать друг за другом».

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Когда, много лет спустя, уже пятнадцатилетней девочкой, я брала первый урок дифференциального исчисления у известного преподавателя математики в Петербурге, Александра Николаевича Страннолюбского, он удивился, как скоро я охватила и усвоила себе понятия о пределе и о производной, „точно я наперед их знала“. Я помню, он именно так и выразился. И дело, действительно, было в том, что в ту минуту, когда он объяснял мне эти понятия, мне вдруг живо припомнилось, что всё это стояло на памятных мне листах Остроградского, и самое понятие о пределе показалось мне давно знакомым»

Этот и еще 20 материалов VIKENT.RU по теме Встреча первого Наставника

2) Видео: ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА: МИФЫ, ПРОБЛЕМЫ и ОШИБКИ…

3) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

  1. М.В. Остроградский на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/56/
  2. Самин Д. К., 100 великих ученых. — М.: Вече, 2004. — 592 с. (100 великих) с.231-236

Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент

Фото:

  1. М.В. Остроградский, иллюстрация из книги «Путешествия научной комиссии по Северу, Скандинавии, Лапонии, Шпицбергу и Феро»
  2. С. В. Ковалевская в 1880 году

Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива https://dzen.ru/a/ZQ3mQMQZ6Gku0LMJ?share_to=link

Прокрутить вверх