На рынке обучения и труда в России есть одно не разрешенное противоречие. С одной стороны, с конца 1980-х годов пошла волна обучения менеджменту в традиционных российских ВУЗах и новых бизнес-школах в связи с переходом на рыночную экономику. С другой стороны, за 40 лет ударного выпуска сформировался переизбыток менеджеров, который уживается с кадровым дефицитом управленцев для бизнеса и производства. О некоторых причинах ситуации и об успешном мировом опыте можно узнать из небольшой лекции профессора Стэнфордской школы бизнеса Ильи Стребулаева.
В Америке была похожая ситуация с образованием и толчком для решения кризиса послужил The sputnik moment, когда СССР запустил первый искусственный спутник, опередив все страны мира в космической гонке. Американские бизнес-школы были тогда такими же некачественными, а их выпускники не были востребованы на рынке труда.
Бизнес-школа Стэнфорда была создана в 1925 году, и до конца 50-х это было региональное заштатное учреждение, ничем не отличавшееся от других в стране по качеству обучения. Но в течение 7 лет Стэнфорд удалось стать, по словам представителя Фонда Форда: «1965 год. Стэндфордская бизнес-школа — Золушка образования. За последние несколько лет она прошла путь от одного из худших до одного из лучших образовательных учреждений, входящих в пятерку лидеров». А в 1975 году Стэнфорд возглавил рейтинг всех бизнес-школ.
Илья Стребулаев отмечает несколько качественных факторов. Первый в информационную эпоху — это работа с информацией. Когда идет поток данных, нужно уметь быстро обрабатывать, выделять ключевые факторы. Источником информации служат люди и нужно уметь получать информацию через постановку серии вопросов и обрабатывать ответы.
Поставленный навыки и постоянная практика вырабатывает профессиональное чутье на возможные проблемы или решения. И распознавать разные сценария в зависимости от изменения ситуации и принятых решений.
Видео МАСТЕРСТВО & ПРОФЕССИОНАЛИЗМ в ТВОРЧЕСТВЕ — УПРАВЛЕНИЕ ИНТУИЦИЕЙ
Вторым фактором идет навык работы в команде. Если в ВУЗах России это чаще всего ассоциируется со списыванием, то в Стэнфорде сотрудничество имеет другую основу — там домашние задания делаются вместе, и даже некоторые экзамены сдаются коллективом. Связано это с тем, что решения на высоком управленческом уровне редко когда принимаются индивидуально, чаще всего это коллективный процесс.
Третий фактор — организация занятий. Обучение происходит не в формате лекции — профессор не стоит на подиуме, а сидит вместе с небольшой группой студентов в 15 человек. Такие занятия могут проходить в общежитии, а многие профессора приглашают студентов к себе домой. Это не предметный курс, каждую неделю одна большая тема, например, будущее электромобилей. Студенты в маленьких группах готовятся целую неделю, читают отчеты, готовят дискуссию, свое мнение по заданной теме. Потом собираются, обсуждают. Дело в умении описать свою идею, понять идею другого, методом переговоров прийти к общему решению. Научить убеждать других, убеждать себя. Это пример первого курса, обязательного для всех и каждого студента Стэнфорда.
Четвертый фактор — обучение идет на кейсах, но не простое натаскивание на их решение. На примере реальных кейсов показываются действия фундаментальных принципов, которые влияют на ситуацию и на последствия предпринятых действий.
Как это происходит на практике — курс в 65 человек разбивается на 12-14 групп. Каждую неделю происходит обсуждение фундаментального принципа, либо кейса. Теорий в виде лекций не даются — студент сами получают эти знания вне аудитории. Они приходят полностью подготовленные с полностью решенным кейсом. При обсуждении уже приходим к истине, пытаемся найти важные фундаментальные принципы, которые помогут нам перекинуть все, что студенты поняли на этом кейсе, на любые другие проблемы.
На любом бизнес-тренинг Вы увидите кейсы, они очень популярны. Потому что их очень легко преподавать. Существуют огромные базы кейсов, их не надо придумывать. Но большинство кейсов очень сложно преподавать, потому что они скучные — интересны сами принципы. И очень важно взаимосвязь разных кейсов друг с другом.
Особый вид кейсов — это провалы и неудачи. На этих ошибках можно и нужно учиться. Но любой провал является хорошим. Провал бывает конструктивным и неконструктивным. Конструктивный провал — это тема первого фундаментального принципа инноваций.
Пятый фактор — профессора в школах занимаются, в основном, не образованием, а наукой. На преподавание может уходить два дня в неделю в течение девяти недель. То есть, всего 18 дней в год. Все остальное время профессор занимается научными исследованиями. В Америке существует система бессрочного контракта. Вначале Вам дают временный контракт на 6-8 лет, потом решают, дать или нет бессрочный контракт. Если дают — Вас не могут уволить. В оценке на бессрочный контракт мало кого волнует преподавательская деятельность, а наука играет принципиальную роль. Вы должны достичь большого успеха в вашей области. Бессрочный контракт дает не школа, а наука. 15-20 самых известных ученых дают рекомендации.
Типовые ошибки российских студентов
Есть целый ряд ошибок, типичных именно для абитуриентов из России. Во-первых, у многих российских абитуриентов вступительные документы выглядят очень причесанными и производят очень искусственное впечатление. Это может быть либо потому, что абитуриенты не уверены в себе, либо потому, что им заполняли документы профессиональные агентства.
Есть такое неверное мнение, что для того чтобы попасть в такую школу, вы должны заполнить все галочки. Вы должны минимально удовлетворить все критерии. Приемная комиссия в Стэнфорде, на самом деле, не очень заботится о минимальных стандартах. Они заботятся о максимальном потенциале. Это означает: чтобы пройти отбор и отсев, Вы где-то должны выделиться и быть лидером. У Вас может быть очень низкий GMAT (Стандартизованный тест для определения способности успешно обучаться в бизнес-школах — примечание А.А.Морозова), но вы можете так сильно отличаться по чему-то другому, что в Вас увидят потенциал будущего глобального бизнес-лидера. И это окажет гораздо большее влияние на комиссию. Если Вы ничем не выделяетесь, у Вас шансы нулевые.
Зачем нужно бизнес-образование в России?
Бизнес-образование России необходимо, потому что до сих пор отсутствует критическая масса талантливых менеджеров и предпринимателей. Бизнес-образование может создать эту критическую массу, а не тренинги, лекции, бездумные кейсы и натаскивание. Бизнес-школы должны дать навык быстро принимать решения в сложных динамических ситуациях.
Есть заблуждение, что Россия — это что-то самобытное, с особым путём развития. Но принципы являются фундаментальными, где бы мы ни были, и применяются везде. Есть пример двух русских ребят, которые побывали студентами Стэнфорда, и у них перестройка сознания произошла очень быстро. Они начали строить свой стартап с лета первого года и в России.
«Мы раньше на все смотрели с российской точки зрения. Теперь же у нас глобальные перспективы. …Мы никогда не были вместе со стольким количеством уникальных выдающихся личностей. У всех были очень высокие ожидания, и мы до сих пор стараемся им соответствовать»
У них было много идей, они сконцентрировались на одной. Все оставшееся время обучения они пытались привлечь деньги для стартапа из Силиконовой долины. Они стали магистрами менеджмента, создали компанию и уехали обратно в Россию.
Дополнительные возможности
1) Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU — 96 ТЕРМИНОВ.
2) Открытие XVI-го сезона бесплатных воскресных online-лекций VIKENT.RU — 27 августа 2023 года в 19:59 (мск) https://vikent.ru/w0/
Источник
- Чему учат в бизнес-школе? Мировой опыт для России https://polit.ru/article/2012/03/20/strebulaev/
Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент
Фото:
Статья была опубликована на канале Дзен портала VIKENT.RU https://dzen.ru/a/ZKWdITK7PAOLoADV?share_to=link и https://dzen.ru/a/ZKWf5RlbBW6zaltP?share_to=link