Интересен путь создателя межотраслевого анализа в экономике Василия Васильевича Леонтьева к Нобелевской премии в 1973 году. В его биографии хорошо прослеживаются решения, которые повлияли на его профессиональную жизнь. И позволили достичь таких результатов, которые получили оценку не только Нобелевского комитета. Разработанный им метод лег в основу стандартов для ООН, Всемирного банка и большей части правительств стран мира в области планирования и бюджетной политики.
Стоит отметить ранний старт Василия Васильевича — в 14 лет окончил гимназию, в 16 лет поступает в Петроградский университет и к 20 годам получает диплом экономиста. Но что еще важнее отметить — он не просто прошел стандартную программу, а самостоятельно изучил в университетской библиотеке труды по экономики на английском, французском и немецких языках. Чтение на языке оригинала позволяет опередить других, пока нет еще перевода. Это явное конкурентное преимущество.
Но в 1925 году СССР уже много лет находится в изоляции и непризнании со стороны мирового сообщества. Это же касалась и последних научных знаний в области экономики, а смена общественного строя еще более затрудняло доступ к исследованиям зарубежных экономистов. Леонтьев не стал довольствоваться карьерой преподавателя экономической географией, а добивается возможности продолжить своё образование в Берлинском университете. Там он попадает к известным экономистам и социологам Вернеру Зомбарту и Владиславу Борткевичу. Под их руководством он защищает диссертацию по исследованию экономического хозяйства как непрерывного процесса и получает докторскую степень.
Ряд самостоятельных исследований эластичности спроса и предложений на больших статистических данных позволили заметить закономерности в области международной торговли. Для поддержания собственного финансового положения Леонтьеву приходилось писать статьи в коммерческих журналах и даже на год оставить исследования в Институте мировой экономике города Киля, чтобы по контракту поработать советником министерства железных дорог в Китае, что позволило собрать дополнительные данные для своей работы.
Переехав в США в 1931 году, Василий Васильевич отказывается от предложенной Гарвардским университетом профессорской должности ради продолжения собственного исследования по экономическому планированию. Так как эта тема не слишком интересовала экономическую кафедру, Леонтьеву выделили небольшой годичный грант и право прочесть лекцию. Василий Васильевич воспользовался этой возможностью и начинает работать над созданием своего экономико-математического метода. Одна из сложностей, с которой он столкнулся, расчеты требовали решения систем сложных линейных уравнений. А вычислительной техники еще не было. Поэтому Леонтьев несколько лет работает над созданием таблицы коэффициентов куда попало в итоге около 2000 для 44 отраслей.
Но и системы из 44 линейных уравнений тоже были слишком сложными, поэтому Василий Васильевич объединяет их в 10. А опубликованная в 1936 году работа «Количественный анализ соотношений „затраты-выпуск“ в экономической системе США» включала в себя таблицу коэффициентов с размерностью 41×41. В дальнейшем и ее тоже пришлось адаптировать под более простую в применении 10-ти размерную. Важно, что Василий Васильевич пошел от анализа реальных статистических данных в экономике и не побоялся выделить сначала сотни коэффициентов. Полученную методику неоднократно проверял на работоспособность по другим данным. И только после этого сделал упрощение без потери работоспособности.
К сожалению чаще всего встречается более простой подход, особенно в гуманитарных науках, когда по одному примеру начинают строить теории. А сложные социальные системы сводить к 3-4 параметрам. Поэтому в социологии и психологии так много теорий, и так мало работающих на практике методик.
Автор: Алексей Александрович Морозов
Интересно? Еще можно почитать
1 «В своей статье в «New York Times», озаглавленной «Обратите внимание, бараны!», Лео Литвак описал занятие в ЭСТе с 250 участниками, проводимое самим Эрхардом. Оно происходило в отеле, в зале для обычных собраний, в Сан-Франциско и началось точно в 8.30 утра. После того как ассистент «выкрикнул основные правила», Эрхард прочитал изложение цели ЭСТа — «неясная, нескладная проза о трансформации вашей способности переживать». Затем Эрхард провёл следующие несколько часов, осуждая и оскорбляя обучающихся, называя их «баранами» и «олухами», чья «жизнь не стоит и копейки».
После этой безжалостной и пошлой тирады Эрхард приступил к изложению одной из основных идей ЭСТа. Не существует «хорошего» или «плохого» опыта — это разум навязывает своё суждение нейтральному миру. Мы сами несём ответственность за опыт, приобретенный нами. Мы преуменьшаем значение своих действий, обвиняя других: ОНИ были причиной войны, ОНИ лишили нас детства, ОНИ разрушили наши надежды на счастье. Суть в том, что в этом навязанном нам мире ничего нет — никому ни до чего нет дела. Каждый из нас строитель своей собственной жизни. Наконец — и это поразительно — Эрхард объявляет основную идею ЭСТа: «То, что существует, существует. И вы должны принять это!»
Этот и еще 34 материала VIKENT.RU по теме Ошибки в создании методик креатива
2 Видео: ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА: МИФЫ, ПРОБЛЕМЫ и ОШИБКИ… https://youtu.be/qqVKAKU0JPM
Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
Источники
- В.В. Леонтьев на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/1902/
- Самин Д. К., 100 великих ученых. — М.: Вече, 2004. — 592 с. (100 великих) с.562-569
Фото:
Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива https://dzen.ru/a/Zq_uair1x3GV0p8v?share_to=link