До конца семидесятых годов XX века генетика в основном двигалась по пути, проложенному Грегором Менделем. Только расшифровка нуклеиновых оснований в молекулах ДНК, наследственность позволили опираться на физико-химические методы, не анализ результатов гибридизации. Исследования Менделя 1865 года были переоткрыты только в 1900 году, принесли посмертную славу и послужили началом новой науки генетики.
Ещё в начальной школе Грегор обнаружил математические способности и по настоянию учителей продолжил образование в гимназии города Опава. Денег на обучение не хватало. С большим трудом удалось завершить гимназический курс, а помощь младшей сестры Тереза, которая пожертвовала своим приданным, помогли проучиться только некоторое время на курсах по подготовке в университет.
Профессор математики Франц посоветовал Менделю вступить в августинский монастырь города Брно, где аббат Кирилл Напп был человеком широких взглядов, поощрявший занятия наукой. В 1843 году Мендель поступил в этот монастырь и получил имя Грегор (при рождении ему было дано имя Иоганн). Через четыре года монастырь направил двадцатипятилетнего монаха Менделя учителем в среднюю школу. Затем с 1851 по 1853 год он изучал естественные науки, особенно физику, в Венском университете, после чего стал преподавателем физики и естествознания в реальном училище города Брно.
В 1856 году Мендель начал классическую работу по гибридизации и анализу наследования признаков, удачно выбрал для своих экспериментов горох. Он высевал горох на отведенных ему 2,5 сотки в течение восьми лет. Мендель провёл десять тысяч опытов с разными по окрасу цветков и внешнему виду семян. Для проверки закономерности полученных в результате скрещиваний передачи лишь одного признака формы семян («гладкие — морщинистые»), он подверг анализу 7324 горошины рассматривая каждое через лупу, сравнивая их форму и делая записи.
Благодаря большой набранной статистики удалось сделать выводы и увидеть целостную картину исследования — буквенно «помеченные» альтернативные признаки открыли ему, что определенные типы скрещивания в разном потомстве дают соотношение 3:1, 1:1, или 1:2:1.
Грегор Мендель не был признан современниками. Слишком уж простой казалась им предложенная схема, которая могла объяснить и обосновать практическими данными сложные явления. Поколебать господствующее тогда представление о пирамиде эволюции не удалось. Мендель говорил: «Мое время еще придет». Эти слова начертаны на его памятнике, установленном перед монастырским садиком, где он ставил свои опыты.
Автор: Алексей Александрович Морозов
Интересно? Еще можно почитать
1) «Другая часть живого вещества исповедует иную стратегию. Эти виды пластичны, изменчивы. И творят они самих себя, черпая новую информацию благодаря активным взаимодействиям между собой и со средой обитания. Каким образом происходит обогащение информацией, во многом остаётся загадкой. Это тема особая, непростая и для наших целей второстепенная.
Важно отметить сам факт поисковой стратегии у значительной части растений и животных. Среди них ярко проявляется стремление к разнообразию, неожиданным решениям, свободе творчества».
Этот и еще 190 материалов VIKENT.RU по теме Эволюционные идеи
2) Видео: ТВОРЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ
3) Видео: # КАК СТАТЬ НЕУДАЧНИКОМ с САМОМНЕНИЕМ ?..
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
Источники
- Грегор Иоганн Мендель на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/423/
- Самин Д. К., 100 великих ученых. — М.: Вече, 2004. — 592 с. (100 великих) с.265-270
Фото:
- Portrait of Gregor Johann Mendel by Daniel J. Fairbanks
- Моногенетические признаки, которые Грегор Иоганн Мендель исследовал в своих экспериментах с горохом
Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива https://dzen.ru/a/ZLbrAb-Z1kqWrQKZ?share_to=link